Советы логопеда

77763905_0

Логопед: Эртман Екатерина Алексеевна   12.12.17 г.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно. Поэтому используем много разнообразных игр, в том числе и пальчиковую гимнастику. Во время проведения которой ведётся работа не только по развитию мелкой моторики, но и по обогащению словаря прилагательных. Я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с предметами.

 

 

 

 

 

— С карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Этот пальчик маленький –              (прокатывают карандаш по каждому

Мизинчик удаленький.пальчику, начиная с мизинца)

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть недлинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,                    (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Вместе дело спорится.

Со шнурком.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал».

Ветер по лесу летал,       (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:    (наматывают шнурок на пальчики по одному)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

— С пуговицами

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке ».

Сидит белка на тележке,      (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о

Продаёт она орешки              кулачок попеременно)

Лисичке-сестричке,              («ходят» пальчиками по пуговицам)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

— С платочком

Пальчиковая гимнастика «Проглот».

У меня  проглот — кулачок. (

Проглотил кулачок платок!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

 

 111808055_1396796855_01Логопед: Куклина Светлана Николаевна   12.12.17 г.

Для четкого произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.  (Язык, губы, мягкое небо, щёки).     С помощью  артикуляционной гимнастики мы подготавливаем губы и     язык к постановке правильного звука. Для того, чтобы артикуляционная гимнастика  заинтересовала и увлекла вашего ребёнка можно использовать разнообразные  предметы. Сейчас мы  с вами проведём «гастрономическую   артикуляционную гимнастику». Мы будем выполнять упражнения с кондитерскими изделиями.

       1. С хлебной соломкой:

— сделать усы, удерживая соломинку губами;

— выдвинуть язык и продержать на нем соломинку;

— удержать соломинку в равновесии на языке;

— удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;

— соломинку удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.

   2. С «мармеладным червячком»

— мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. Стараться удержать мармеладку губами!

— втягивать  мармеладного червячка в рот через вытянутые в трубочку губы;

   3. С конфеткой — леденцом:

— удерживать  конфетку — леденец в языке, как в чашечке.

—  конфетку – леденец положить в язык, как в чашечку, присосать к нёбу и открыть рот, получится «грибок».

 

Логопед: Эртман Екатерина Алексеевна   20.10.17 г

Во время проведения пальчиковой гимнастики можно закрепить слова по теме «Фрукты».

1472206847_12

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика « Компот».

Будем мы варить компот,     (левую ладошку держат « ковшиком»,

указательным пальцем правой руки « мешают».)

Фруктов нужно  много.

Вот:  (загибают пальцы по одному, начиная с большого)   

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.       ( «варят» и «мешают»).

Угостим честной народ.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Мы делили апельсин.      (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Апельсин всего один.      (показывают указательным пальчиком)

Эта долька для кота,        (начиная с мизинца, загибают пальчики по одному)

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

 Пальчиковая гимнастика  «Фруктовая ладошка».

 Этот пальчик – апельсин,   (поочерёдно разгибают пальчики из

Он, конечно, не один.          кулачка, начиная с большого).

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя)

 

sovety-logopeda

Логопед: Куклина Светлана Николаевна           

Звук-C                        

Для того, чтобы дети научились правильно произносить звук С, необходимо с ними выполнять специальные упражнения:

 Упражнение «Чистим зубки»

(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «чистить» (водить вправо – влево) за нижними зубами).

 Упражнение «Горка»

(Открыть рот. Кончик языка опустить за нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть вперёд.)

Упражнение «Бантик»

(Открыть рот. Кончик языка опустить за нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть вперёд. Слегка зажать язык между зубами.)

 Упражнение «Песенка водички»

(Открыть рот. Кончик языка опустить за нижние зубы. Зубы сомкнуть, между ними щель 1 – 2 мм. На сильном выдохе произнести  С – С – С.

 

sovety-logopeda

Логопед: Эртман Екатерина Алексеевна  

Во время проведения пальчиковой гимнастики можно закрепить слова по теме «Осень».

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём,    (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим,  (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмём, жмём.   (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Ох, устали! Отдохнём!        (энергично встряхивают кисти обеих рук)

Пальчиковая гимнастика «Огород».

В огороде много гряд,        (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Тут и репа, и салат,             (загибают на обеих руках пальчики, по одному,

Тут и свёкла, и горох,          начиная с большого)

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.          ( шагают по столу указательным и средним пальцами рук)

Он бежит  по переулку,                   ( загибают по одному пальцу на руках Барабанит по окошку.  на каждую строку )

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.              ( встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду)

Дождик кончился, устал.                 ( кладут ладони на стол)

sovety-roditelyam

   Логопед: Куклина Светлана Николаевна

                                 Уважаемые родители!

      Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для детей. Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

      Для четкого произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо.

      Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и  для всякой другой мышцы нужна гимнастика.  Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т.е. звукопроизношение. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

    Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи: языка, губ, мягкого неба.

      Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

1. упражнение «Хоботок»

                           (Губы вытянуть вперёд.)

2. упражнение «Улыбочка»

     (Губы растянуть в улыбке, не показывая зубы).

 3. упражнение «Заборчик»

    (Губы растянуть в улыбке так, чтобы было видно все зубы).

Повторить все три упражнения в таком порядке:

«Хоботок» — «Улыбочка» — «Хоботок» — «Заборчик» — 5 раз.

 4. упражнение «Качели»

                   (Высунуть язык, поднимать вверх – вниз).

5. упражнение «Часики»

(улыбнуться, открой рот, высунуть язык, кончиком языка водить влево – вправо)

 6. упражнение «Блинчик»

(Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу).

 7. упражнение «Покусаем блинчик»

(Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу,

кончик языка слегка покусать зубами).

Логопед: Эртман Екатерина Алексеевна

Уважаемые родители!

    Уже доказано логопедами, психологами и другими учеными, что развитие речи находится в прямой зависимости от степени развития мелких мышц руки. На кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, и когда мы их раздражаем, т.е. делаем массажные движения, выполняем мелкую работу пальчиками, то этот сигнал поступает в отделы головного мозга, в ту самую часть, которая отвечает именно за развитие речи.

   В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей зачастую отмечается слабость мышц пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданные движения, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием.

        Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

    Пальчиковая гимнастика – эффективный способ развития мелкой моторики.

    Пальчиковая гимнастика  с короткими стишками усиливает деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию гибкости и ловкости пальцев  рук; памяти и воображения; обогащению словарного запаса, развитию словаря прилагательных.

Правила выполнения гимнастики:

— сначала все упражнения выполняются медленно;

— упражнения отрабатываются двумя руками одновременно;

—  проводите упражнения регулярно (каждый день);

— обязательно выполняйте упражнения перед началом письменного домашнего задания.

1.  Пальчиковая гимнастика «Листья».

Раз, два, три, четыре, пять,          (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать                 ( загибают пальчики начиная с большого.)

Листья берёзы,                              ( сжимают и разжимают кулачки.)

Листья рябины,                             ( загибают пальчики, начиная с большого.)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём. ( шагают по столу средним и

                                                         указательным    пальчиками.)

 

2. Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот,     (левую ладошку держат « ковшиком»,

                                                 указательным пальцем правой руки « мешают».)

Фруктов нужно  много.

Вот:                                       (загибают пальцы по одному, начиная с большого)   

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.       ( «варят» и «мешают»).

Угостим честной народ.

3. Пальчиковая гимнастика «За ягодами ».

Раз, два, три, четыре, пять,   (пальчики обеих рук «здороваются»,

                                                начиная с больших)

В лес пойдём мы погулять.   ( обе руки «идут» пальчиками по столу)

За черникой,                          (загибают пальчики начиная с больших)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

(Дети сгибают пальцы левой и правой руки в кулак).

Этот пальчик  — дедушка          (сгибают большой палец).

Этот пальчик  — бабушка          (сгибают указательный палец).

Этот пальчик  — папочка           (сгибают средний палец).

Этот пальчик  — мамочка          (сгибают безымянный палец).

Этот пальчик  — я                       (сгибают мизинец).

Вот и вся моя семья!                 (энергично сжимают и разжимают

                                                      все пальчики).

5. Пальчиковая гимнастика «Мы писали».

Мы писали, мы писали,             (сжимают и разжимают кулачки).

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнём            (встряхивают кисти рук)

И опять писать начнём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *